Диктанты
Ясное тёплое утро. Звенят песни птиц. На ветке спит стрекоза. Надя и Женя любуются ею.
Грамматическое задание: подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласного
Коля и Юля стоят у клёна. Рядом растут берёзы и липы. Юля подняла с земли лист клёна.
Грамматическое задание: 1) выпиши слова, которые нельзя переносить; 2) раздели на слоги слова: берёзы, Юля, растут, стоит.
Тишина в лесу. У Серёжи и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки.
Грамматическое задание: подчеркни буквосочетания жи-ши
Весной
Светит весеннее солнышко. Журчат ручьи. На деревьях набухли почки. В рощах кричат грачи.
Грамматическое задание: поставь ударение в словах
Лето
Настало лето. Дети едут на дачу. Около дачи роща. Дети часто ходят в рощу. Они слушают пение птиц.
Грамматическое задание: 1) подчеркни буквосочетания; 2) раздели слова для переноса: слушают, пение, лето, около
Гроза
Коля и Федя были на лугу. Тёмная туча закрыла небо. Застучали частые капли дождя. Ударил гром. Мальчики помчались домой.
Грамматическое задание: спиши слова, вставляя пропущенные буквы: дев...чка, п...тух, уч...ник, м...шина, п...льто.
Рыбаки
Я с папой был на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал маленького леща. Мы будем варить уху. Я чищу рыбу. Вкусна уха!
Грамматическое задание: подчеркни буквы, на месте которых мы слышим мягкий звук.
Пушок
У Веры жил кот Пушок. Кот был белый и пушистый. Лапки и хвост серые. Пушок любил играть с Верой. Девочка часто гуляла с котом.
Грамматическое задание. Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова: ... - хв...сты, ... - к...ты, ... - сл...ны, ... - гл...за, ... - стр...ла.
В лесу
Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Поют чижи. Пахнут ландыши. Дятлы стучат по дубу. Под ёлкой укрылись серые ёжики.
Задание: 1) определи количество звуков и букв в слове ёжики;
2) в третьем предложении подчеркни главные слова.
Рыбалка.
Утро. Мы идём на рыбалку. Вот река Волга. Ребята стали удить рыбу. Ваня поймал щуку и леща. Глеб поймал двух окуньков. Хороша будет уха!
Грамматическое задание.
1. Подчеркнуть главные члены предложения в 5 предложении.
2. Подчеркнуть гласные в 4 предложении.
3. Подчеркнуть в 6 предложении буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
На реке.
Вот и настали тёплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. Всем весело!
Грамматическое задание:
1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.
2. В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.
3. Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и .
4. * Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -……
узкий - …..
далеко- …
5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.
Весна.
Весна. Звонко запели птицы. Юра и Коля гуляют в парке. Пес Полкан пугает ворон. Мальчики сели на скамейку. В траве зашуршал ежик. Он проснулся.
Грамматическое задание:
1. Во втором предложении подчеркните грамматическую основу (главные слова).
2. В словах второго предложения поставьте ударение, разделите эти слова на слоги для переноса.
Наш двор.
Вот наш двор. По двору бегали куры. У дома большие лужи. Петух Петька шагал прямо по лужам. На крыльце лежал кот Пушок.
Грамматическое задание:
1) Подчеркни имена собственные.
2) Подчеркни буквы на месте которых мы слышим всегда твёрдые звуки.
3) Подбери синонимы к слову большие - ...., ... .
Вот луг. На лугу зеленеет трава. Цветут одуванчики. Мальчик гонит на луг гусей. Большой гусь шипит на него. Гусята бегут за гусыней.
Грамматическое задание:
1) В последнем предложении подчеркни главные слова
2) Подчеркни слово, в котором звуков больше, чем букв.
3) Сколько звуков и букв в слове: гусь
Списывание
Лед идёт
Настала весна. Ребята бегут к речке. По реке идёт лёд. Бурлит и шумит вода. Льдина на льдину находит. На большой льдине плывёт собака. Быстро понесла вода льдину к берегу. У берега были брёвна. Собака прыгнула на бревно и спаслась от беды.
Грамматическое задание:
1) Во втором предложении подчеркни главные слова.
2) Определи цель и интонацию предложения.
В лесу.
Деревня Белово стоит на берегу реки Оки. Рядом с рекой лес. Мальчики Юра и Петя приехали в Белово на лето.
Ребята идут в лес. У Юры в руках корзинка, а у Вани - лукошко. Рядом бежит пёс Бимка. По веткам скачут белки. Звонко поют птицы, вдали кукует кукушка. А вот и первые грибы - лисички!
Грамматическое задание:
1) Спиши. Обозначь в словах ударение.
2) Подчеркни заглавную букву в именах собственных.
Весна
Наступил апрель. Снега уже нет. Ярко светит солнышко весь день. У крыльца звонко журчат ручейки. Алёша и Миша пускают бумажные кораблики. Они быстро мчат по мутной воде. Мальчики любят играть. Скоро они будут ходить в школу.
Грамматическое задание: 1) слова ручейки, солнышко, апрель, звонко, кораблики раздели для переноса;
2) в слове мальчики определи количество звуков и букв.
Собака Рябка
Мы жили на берегу реки. У нас была новая лодка. Я часто бегал на речку удить рыбу. У дома стояла будка. Там жила наша собака Рябка. Мы любили её. Первая рыбка была для Рябки. Собачка хорошо сторожила дом. Она была хорошим другом.
Грамматическое задание:1) над словами третьего предложения поставь ударение;
2) подчеркни буквосочетания;
3) в первом предложении подчеркни буквы, на месте которых мы слышим твёрдый звук.
Работа с деформированным текстом.
Грамматическое задание: Определи, сколько предложений в тесте. Напиши правильно, обозначая начало и конец предложений Подбери название к тексту.
Наша дача была у леса утром мы шли на речку мой товарищ поймал леща я поймал щуку.
Грамматическое задание: Определи, сколько предложений в тесте. Напиши правильно, обозначая начало и конец предложений
Вишенка
В саду зреют вишни и сливы рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка она вышла из косточки Алла и Илья стали ухаживать за малюткой они каждый день рыхлили землю вишенка распустила веточки теперь она радует глаз
Грамматическое задание: из слов составь предложения. Запиши, получившийся рассказ.
1) много, в, грибов, лесу
2) тропинки, прячутся, у, боровики
3) частом, в, ельнике, растут, грузди, душистые
4) полянке, на, рыжики, появились
Грамматическое задание: из слов составь предложения. Запиши, получившийся рассказ.
к, звери, готовятся, зиме
и, нагуливают, барсук, сало, медведь
запасает, орехи, кедровые, бурундук
сушит, на, белка, сучках, грибы
Грамматическое задание: из слов составь предложения. Запиши, получившийся рассказ.
стал, разгуливать, болоту, по, журавль.
кукушка, бору, куковала, в.
пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми.
парил, в, высоко, воздухе, коршун
Грамматическое задание:
Прочитай слова. Составь с ними предложения так, чтобы получился связный текст. Запиши заглавие и текст.
Двор чист
Весна, снег, лужи, вышли во двор, разрушили сугробы, согнали воду в канаву, двор чист.
Грамматическое задание: Составь из предложений связный текст и запиши его.
Трещат лютые морозы.
Дети надели теплые шубки.
Выпало много снега.
Реки, пруды и озера замерзли.
Пришла зима.
Грамматическое задание: Составь из предложений связный текст и запиши его.
На тропинку выбежал колючий ежик.
Был теплый майский день.
Вдруг в кустах они услышали шорох.
Мальчики гуляли в лесу.
Грамматическое задание: Дополни предложения так, чтобы получился связный рассказ и запиши его.
Весной разольются ___________ реки. Прилетят _________ скворцы. На берёзе появятся _________ листочки. Зацветут ______________ цветы.
Слова для справок: первые, быстрые, красивые, зелёные.
Грамматическое задание: Дополни предложения так, чтобы получился связный рассказ и запиши его.
Горка.
Взял Митя _______ . Он идёт на _________ . Там много ________ . Мальчик ________ Катюшу на ____________ . Хорошо зимой!
Слова для справок: на санках, лыжи, коньки, горку, каток, детей, возит, катает.
Грамматическое задание: Дополни предложения так, чтобы получился связный рассказ и запиши его.
Зимой.
Пришла зима. Кругом много . Дети гуляют в теплых _______ и _____ . Не страшен им ___________ !
Слова для справок: холодная, снег, шубки, шапки, мороз.
Грамматическое задание: Дополни предложения так, чтобы получился связный рассказ и запиши его.
Сад.
У нас _______ сад. Там растут _______ и ________. Весной деревья красиво _______ .
Будут осенью ________ плоды.
Слова для справок: большой, яблони, груши, цветут, вкусные.
Грамматическое задание: Дополни предложения так, чтобы получился связный рассказ и запиши его.
Гроза.
Надвинулась туча. На лесом блеснула молния. Глухо прокатился отдаленный _______ . Пронесся________ ветер. Хлынул ______ дождь.
Слова для справок: темная, яркая, гром, свежий, проливной.
Грамматическое задание: Дополни предложения так, чтобы получился связный рассказ и запиши его.
Котенок.
Детям подарили _________. Мальчики с ним. У Мурзика ________ лапки и _______ хвостик. Он любит _________ и _________.
Слова для справок: котенок, играют, мягкие, пушистый, молоко, рыба.
Письменные ответы на вопросы.
Записать ответы на вопросы.
Гуси.
На пруду были гуси. Гусь плывет к мосту. Саша кинул в воду корку хлеба.
Вопросы:
- Где были гуси?
- Куда плывет гусь?
- Что кинул в воду Саша?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Муравей.
Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал товарищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.
Вопросы:
- Какое зерно нашел муравей?
- Кого позвал муравей?
- Что делают муравьи вместе?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Чеснок.
В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель. Добрая слава у чеснока.
Вопросы:
- Что помогает залечивать раны?
- Что раньше лечили чесноком?
- Почему чеснок используют как лекарство?
После школы.
Пришла Настя из школы. Мама была дома. Настя села у стола. Она стала читать книгу. Мама была рада.
Вопросы:
- Откуда пришла Настя?
- Кто был дома?
- Где села Настя?
- Что она стала делать?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зяблик.
У дома рос куст. На ветку сел зяблик. Кот Барсик сидел на крыльце. Он прыгнул на куст. Зяблик улетел.
Вопросы:
- Где рос куст?
- Кто сел на ветку?
- Где сидел кот Барсик?
- Куда кот прыгнул?
- Что сделал зяблик?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слон.
Шофер привез в зоопарк сено. Машина попала в канаву. Послали на помощь слона. Он лбом вытолкнул машину из канавы.
Вопросы:
- Куда шофер привез сено?
- Куда попала машина?
- Кого послали на помощь?
- Как слон вытолкнул машину?
Галка.
Положила мама кольцо на стол. В окно заглянула галка. Вдруг прыг на стол! Юра закричал. Галка улетела. А кольцо пропало!
Вопросы:
- Куда положила мама кольцо?
- Кто заглянул в окно?
- Как сказано о краже кольца?
- Кто закричал?
- Что сделала галка?
- Где кольцо?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дружная работа.
На даче идет работа. Папа кладет на тачку землю. Сын Витя возит ее на клумбу. Мама и Юля сажают цветы.
Вопросы:
- Где работает семья?
- Что делает папа?
- Чем занимается Витя?
- Что делают мама и Юля?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Елка в лесу.
Ребята нарядили елку. Петя развесил на ветках кусочки хлеба. Ваня принес морковку и кочан капусты. Лакомились гостинцами птицы и зайцы.
Вопросы:
- Что сделали ребята в лесу?
- Что развесил на ветках Петя?
- Что принес Ваня?
- Кто лакомился гостинцами?
Лисенок.
Охотник нашел в лесу лисенка. Он принес его домой. Ночью зверек бегал по комнате. К осени лисенок стал большим. Охотник отпустил его в лес. (24)
Вопросы:
- Кто нашел лисенка в лесу?
- Куда охотник принес лисенка?
- Что делал зверек ночью?
- Каким стал лисенок к осени?
- Что сделал охотник?
Выборочное выписывание из текста по заданию
Какие бывают шубки.
Белая шубка у зайчат. Рыжая шубка у бельчат. Колючая шубка у ежа. Блестящая шубка у моржа.
Выпишите слова с ЧА — ЩА.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Журавль.
Много в степи птиц. Но красивее всех журавль. У него серые перья, длинная шея, умные глаза.
Выпишите описание журавля.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лето.
Стояли жаркие деньки. Мальчики были в лесу. Там есть ясень и ольха. На полянке ребята нашли васильки.
Выпишите слова с мягким знаком в середине слова.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В парке.
В зеленом парке большой пруд. В пруду плавают лебеди и уточки. Ребята и взрослые любуются красивыми птицами.
Выпишите , какие птицы плавают в пруду.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вежливые слова.
- Таня, можно взять твой карандаш?
- Конечно. Какой тебе нужен? Бери, пожалуйста.
- Мне нужен синий карандаш.
- Пожалуйста.
- Спасибо.
Выпишите вежливые слова.
Ежик и мыши.
Митя принес из лесу ежика. В чулане жили мыши. Митя отнес ежа в чулан. Ежик ловил там мышей.
Выпишите слова с ЖИ — ШИ.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сосновый бор.
Очень хорош и красив сосновый бор. Сказочными великанами стоят старые сосны. Тесно жмутся друг к другу молодые сосенки.
Сравните, как автор сказал о старых соснах и как о молодых. Выпишите эти предложения.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Одуванчик.
У больших дорог цветут одуванчики. Они похожи на солнышко с золотыми лучами. Созрели семена. И чудесный цветок стал пушистым шариком. (19)
Выпишите предложение, где говорится, на что похож одуванчик.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кто по улице идет?
Кто по улице идет,
Громко песенку поет?
Это утка — Маврушка,
Кошка — Хаврошка,
Селезень — Павлушка,
Кот — Мирошка,
Пес — Барбос, ободран нос.
Выписать клички животных.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Юрок.
Юрок — это птичка. Она живет в таежном лесу. Сама яркая, оранжевая. Головка черная, так и блестит. Зимой юрок улетает на юг. Летом прилетает в родные места. (26)
Найдите и выпишите предложения, в которых говорится, какого цвета птичка
|